Семь золотых правил для учителя.
Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов).
- Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев).
- Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс).
- «Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс).
- Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).
- Никакая большая победа не возможна без маленькой победой над самим собой (Л. Леонов).
- Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор).
Заповеди молодому учителю.
- Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.
- Будь приветливым – и будешь смелым.
- Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.
- Умей требовать и прощать.
- Верь в уникальные способности каждого ученика.
- Будь компетентен и будь уверенным.
- Верь, что каждого ученика можно научить, только для этого необходимо время.
- Претворяй процесс обучения в радость.
- Будь для ученика не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.
Памятка начинающему учителю.
- Тщательно готовься к урокам. Обязательно пользуйся поурочным планом и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило наличие поурочного плана является для тебя допуском на урок.
- Идя на урок, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно.
- Приходи в класс до звонка, чтобы приготовить все необходимое для проведения урока.
- Огляди класс, особенно недисциплинированных учеников. Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала урока, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.
- Энергично начинай урок. Не спрашивай: «Кто не подготовил домашнее задание?» - это приучает школьников к мысли, что домашнее задание можно не выполнять. Веди урок так, чтоб каждый ученик был постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность – враги дисциплины.
- Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание. Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.
- Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем учащимся, которые отвлекаются на уроке, занимаются посторонними делами.
- Комментируя оценки знаний старайтесь быть деловым, заинтересованным. Укажите ученику, над чем ему необходимо поработать, чтобы получить лучшую оценку.
- В конце урока дай общую оценку классу и отдельным ученикам. Пусть дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Старайся замечать позитивное в работе недисциплинированных учеников, но не делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.
- В случае недисциплинированности учащихся старайся обходиться без помощи других. Помни: наведение дисциплины с помощью чужого авторитета не даст пользы, а только навредит. За поддержкой лучше обратиться к классу.
Советы опытных коллег молодому учителю.
- Перед уроком проверьте все ли на месте, нет ли лишних предметов у доски, на столе, чисто ли в классе.
- Рационально используйте каждую минуту урока.
- Объясните ученикам цель, задачи, урока.
- Объясняя новый материал, старайтесь выделить проблемы, предлагайте ученикам решать их самостоятельно.
- Не спешите исправлять ошибку ученика, лучше если её исправят учащиеся.
- Старайтесь организовать самостоятельную работу на уроке – предлагайте учащимся больше писать, решать примеры, творить.
- На уроке каждый ученик должен быть на виду, к каждому ищите индивидуальный подход.
- Используйте все возможности для реализации принципов развивающего обучения.
- Обращайте внимание на воспитательные аспекты урока: трудолюбие, бережливость, способности, дружелюбие.
- Домашнее задание давайте дифференцированно, с подробным объяснением, до звонка. Не задерживайте учеников после звонка.
- Помните: каждый урок особенный, не должен быть похож на предыдущие .
- Посещайте уроки старших учителей. Применяйте у себя их позитивный опыт.
- Помните, что наивысший педагогический успех – это улыбка на лице ученика.
Советы для молодого учителя
1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: Кто не выполнил домашнее задание? - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание не-устойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
5. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
6. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
7. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
8. Удерживайтесь от излишних замечаний.
9. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.
Памятка молодому учителю при подготовке к уроку
1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.
2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.
3. Изучите методические пособия к проведению урока.
4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.
5. Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть - урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.
6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.
7. Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.
8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока - это будет вашим творчеством.
9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.
10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.
11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.
12. Постарайтесь "примерить" свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки - это и есть индивидуальный подход, без которого н не добиться глубоких и прочных знаний.
13. Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок - законченное целое, но он - звено всего учебного и воспитательного процесса.
Рекомендации молодым учителям
· Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
· Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
· Не бойтесь признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
· Постарайтесь вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
· Не требуйте на уроке "идеальной дисциплины". Не будьте авторитарным. Помните, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируйте в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
· Стремитесь к тому, чтобы ваши уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
· Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
· Входите в класс с улыбкой. При встрече загляните каждому в глаза, узнайте его настроение и поддержи, если ему грустно.
· Несите детям добрую энергию и всегда помните, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
· Помните, двойка очень вредна и для формирования характера. Найдите возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
· Помните, каждый ваш урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
· Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умейте определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
· Учите своих учеников трудиться. Не ищите легкого пути в обучении. Но помните, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуйте, где необходимы ваше плечо, ваши знания, ваш опыт.
· Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
· Не скрывайте от детей своих добрых чувств, но помните: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайтесь в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, откройте его ему самому и развейте в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
· Помните о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
· В общении с родителями своих учеников помните, что их дети - самое дорогое в жизни. Будьте умны и тактичны. Находите нужные слова. Постарайтесь не обидеть и не унизить их достоинство.
· Не бойтесь извиниться, если оказался неправ. Ваш авторитет в глазах учеников только повысится. Будьте терпеливыми и к их ошибкам.
· Живите с детьми полной жизнью. Радуйтесь и огорчайтесь вместе с ними. Увлекайтесь и удивляйтесь. Шутите. Учите быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учите справедливости, упорству, правдивости.
· Не воспитывайте слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.
· Будьте оптимистами! Педагогика - наука сугубо оптимистическая (впрочем, как и любая наука; пессимистичен только дилетантизм).
· Не тушуйтесь и не бойтесь ничего: опытные учителя знают еще меньше вас, вы еще что-то помните, а они уже все давно забыли.
· Не забывайте: в педагогике решающее значение имеет первый момент входа в класс, первые уроки, первое знакомство с детьми - все первое.
· Помните: ваше главное дело - это общение с детьми. Умейте испытывать радость от встречи с ребенком. Унылых дети тихо ненавидят.
· Давайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тем, кому это особенно необходимо.
· Учитесь здороваться с детьми, это очень важно. Тоном, которым вы говорите простое "здравствуйте", тоже можно воспитывать.
· Постарайтесь всеми возможными способами узнать о ваших детях всю подноготную: как они учились, как жили, какими были раньше, буквально с пеленок. Это потом обязательно поможет вам делать педагогический анализ.
· Хвалите самого себя три раза в день: утром, днем и вечером. Применяйте такую магическую формулу самовнушения: "Я - гениальнейший, величайший, совершеннейший Педагог, всем Педагогам Педагог; меня дети слушают, меня родители уважают, меня администрация любит, а уж как я сам себя люблю, это и сказать нельзя".
· Умейте быть ленивым! Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают думать. Помните: думать - ваша главная обязанность.
· Будьте всегда выдержаны, терпеливы, уравновешены.
"Учитель - будь человеком!" (П. П. Блонский).
Состав аттестационной комиссии
Государственного учреждения образования
"Средняя школа № 41 г.Гомеля"
на 2024/2025 учебный год
Уставщикова Елена Анатольевна- председатель аттестационной комиссии, директор , первая квалификационная категория;
Чилеко Татьяна Владимировна - заместитель председателя аттестационной комиссии, учитель физики и информатики, высшая квалификационная категория;
Осипова Татьяна Сергеевна - секретарь аттестационной комиссии, учитель математики, высшая квалификационная категория;
Коновалова Татьяна Аркадьевна- член аттестационной комиссии, председатель профкома, учитель белорусского языка и литературы, высшая квалификационная категория;
Гараева Наталья Павловна- член аттестационной комиссии, учитель географии, высшая квалификационная категория;
Бердычевец Татьяна Вадимовна- член комиссии, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория;
Казимирова Ольга Олеговна - член аттестационной комиссии, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.
План работы аттестационной комиссии
Государственного учреждения образования
«Среднаа школа № 41 г.Гомеля»
на 2024/2025 учебный год
№ |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственный |
I. Подготовительный этап |
|
||
1. |
Собрание педагогического коллектива по избранию аттестационной комиссии |
31.08.2024 |
Администрация школы |
2. |
Распределение обязанностей между членами аттестационной комиссии |
31.08.2024 |
Аттестационная комиссия |
3. |
Ознакомление членов аттестационной комиссии с их обязанностями |
сентябрь |
Е.А.Уставщикова |
4. |
Утверждение плана работы аттестационной комиссии |
сентябрь |
Аттестационная комиссия |
5. |
Инструктивный семинар для членов аттестационной комиссии "Нормативные документы" |
до 11.09.2024 |
Аттестационная комиссия |
6. |
Проведение собеседований с аттестуемыми педагогами по вопросам проведения аттестации |
до 30.09.2024 |
Е.А.Уставщикова |
7. |
Изучение содержания личных дел, трудовых книжек педагогических работников, изъявивших желание проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории |
до 11.09.2024 |
Е.А.Уставщикова
|
8. |
Подготовка тестов, анкет, необходимых для проведения аттестации педагогических работников |
сентябрь |
Аттестационная комиссия |
9. |
Создание перспективного плана аттестации педагогических работников |
январь - февраль |
Е.А.Уставщикова |
10. |
Обновление методических рекомендаций «В помощь аттестуемым» |
до 11.09.2024 |
Т.С.Осипова |
11. |
Информация о работе аттестационной комиссии на педагогическом совете, совещаниях при директоре |
в течение года |
Т.С.Осипова |
12. |
Обновление материалов стенда по аттестации |
в течение года |
Т.С.Осипова |
II. Организационный этап |
|||
1. |
Прием заявлений на аттестацию на высшую квалификационную категорию |
до 10.10, дополнения до 10 апреля |
Т.В.Чилеко |
2. |
Прием заявлений на аттестацию на вторую и первую квалификационную категорию |
в течение аттестационного цикла (до 31 марта) |
Т.В.Чилеко |
3. |
Рассмотрение заявлений об аттестации |
по мере поступления в аттестационную комиссию |
Аттестационная комиссия |
4. |
Индивидуальное ознакомление аттестуемых с требованиями квалификационной категории |
по индивидуальному плану |
Е.А.Уставщикова |
5. |
Составление и утверждение графика изучения педагогической деятельности аттестуемых |
с учетом графика аттестации |
Е.А.Уставщикова |
6. |
Ознакомление аттестуемых с графиком (дополнением к графику) аттестации |
в течение трёх дней после утверждения приказом |
Е.А.Уставщикова |
7. |
Формирование экспертных групп по изучению педагогической деятельности аттестуемых |
10 сентября- 1 апреля |
Е.А.Уставщикова |
8. |
Составление и согласование с аттестуемыми программ изучения их профессиональной деятельности |
10 сентября- 1 апреля |
Аттестационная комиссия |
9. |
Утверждение текстов анкет, тестов, вопросников для собеседования, методик, необходимых для оценки профессиональной деятельности аттестуемых педагогов |
октябрь |
Е.А.Уставщикова совместно с администрацией школы и руководители МО |
10. |
Выдача направлений педагогическим работникам на сдачу квалификационного экзамена на высшую категорию |
До 25 октября, дополнения до 10 апреля |
Е.А.Уставщикова |
III. Исследовательский этап |
|||
1. |
Оказание методической помощи аттестуемым педагогам |
в течение года |
Аттестационная комиссия |
2. |
Организация и изучение профессиональной деятельности и результативности профессиональной деятельности аттестуемых, методической работы, коммуникативной культуры педагогов, проходящих аттестацию |
с учетом графика аттестации |
Аттестационная комиссия |
IV. Этап оформления документации |
|||
1. |
Систематизация и обобщение результатов деятельности аттестуемого. Подготовка аналитической справки |
согласно программам изучения |
Аттестационная комиссия, экспертные группы |
2. |
Подготовка характеристик на аттестуемых педагогов |
согласно программ изучения |
Аттестационная комиссия совместно с администрацией |
3. |
Ознакомление аттестуемых педагогов с характеристиками |
не менее чем за неделю до аттестацион-ного собеседова-ния |
Аттестационная комиссия совместно с администрацией |
4. |
Проведение заседаний аттестационной комиссии |
в соответствии с графиком аттестации и дополнениями к нему |
Е.А.Уставщикова |
5. |
Оформление протоколов заседаний аттестационной комиссии |
в соответствии с графиком аттестации и дополнениями к нему |
Т.В.Чилеко |
V. Аналитический этап |
|||
1. |
Подведение итогов аттестации, планирование мероприятий по ее совершенствованию |
в конце аттестационного цикла |
Е.А.Уставщикова |
С целью раскрытия творческого потенциала личности учащихся, активного включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность, выработки исследовательских умений, совершенствования логической культуры в сентябре 2021 года было создано научное общество учащихся в государственном учреждении образования «Средняя школа 41 г.Гомеля».
Научное общество учащихся дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.