Список учебной литературы, рекомендованной для приобретения взамен утерянных учебных пособий

В правилах пользования  библиотекой говорится о том, что если «читатель, утерявший документ (художественную книгу или учебное пособие) из фонда библиотеки или нанесший ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же или признанным библиотекой равнозначным».

Библиотека предлагает список книг, которыми можно заменить утерянные книги и учебные пособия:

  • Энциклопедии универсальные или словари
  • Детские энциклопедии
  • Книги о Беларуси
  • Белорусские легенды и придания
  • Фотоальбомы репродукции художников
  • Красочные сборники народных или авторских сказок
  • Сборники стихов и сказок К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, Г. Остера и др.
  • Сборник рассказов о природе Э. Шима, В. Бианки, Е. Пермякова, Н. Сладкова, Б. Житкова, Е. Чарушина
  • Рассказы или повести Н. Носова
  • Сказки – повести Э. Успенского, Г. Александровой
  • Рассказы и сказки Б. Заходера, В. Осеевой
  • Повести – сказки А. Линдгрен
  • А. С. Пушкин Сказки, «Повести Белкина»
  • Популярная детская приключенческая литература
  • Русско-белорусский словарь
  • Белорусско-русский словарь
  • Орфографические словари русского или белорусского языка

При утере, повреждении электронного носителя «диска» учащийся должен возместить носитель, а учреждение образования обеспечить на данный носитель запись соответствующей информации.

 

 Книги, которые принимаются в библиотеку взамен утерянных книг и учебных пособий должны быть не старше пяти лет. 

 

Замена утерянных учебников

       В случае утери или порчи учебного издания обучающийся обязан заменить его (на выбор):

  • равнозначным видом учебного издания,
  • энциклопедической литературой,
  • справочной литературой,
  • художественной литературой.

 

Книжные магазины г. Гомеля,

в которых можно приобрести учебники и учебные пособия

 

п/п

№ магазина

Адрес

№ телефона

1.

Магазин «Книжный мир»

Пр-т Ленина,45

77-42-82

2.

Магазин №1

Ул. Тельмана, 1

33-16-43

3.

Магазин №2

Ул. Ильича, 22

36-02-82

4.

Магазин № 3

Ул. Советская, 12

70-40-36

5.

Магазин №4

Ул. Билецкого, 9

75-46-96

6.

Магазин №9

Ул. Советская, 3

75-84-95

7.

Магазин №19

Ул. Советская, 106

55-81-90

8.

Магазин №23

Пр-т Октября, 34

25-60-31

9.

РТДУП «Глобус-6»

Ул. Добрушская, 45«А»

30-61-73

 

ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ, в которых можно приобрести учебники

https://uchitel.by/

https://belknigi.by

https://oz.by/

https://belkniga.by/

Знакомство со школьной библиотекой

 

Библиотекарь

                      Савельева Наталья Николаевна,

образование среднее специальное (библиотечное),

 общий стаж работы - 45 лет.

В школьной библиотеке работает с 1997 года.

---------------------------------------------------------------

 

График работы библиотеки

Понедельник       с 9.00 до 16.30

Вторник                с 9.00 до 16.30

Среда                     с 11.00 до 18.30

Четверг                  с 9.00 до 16.30

Пятница                с 9.00 до 16.30

 Суббота                 с 9.00 до 14.00

Воскресенье                  выходной 

Перерыв              с 13.00 до 13.30 

Последняя среда каждого месяца - санитарный день

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

Единые требования к учащимся по использованию и сохранности учебников

  • Все учебники хранить в специальных обложках или обернуть чистой плотной бумагой
  • В начале года необходимо заполнять таблицу "Сведения о пользовании учебником"
  • Не делать в учебниках пометок, не загибать страницы, не вкладывать тетради, дневник, линейки и т.д. Помни, что в конце года их нужно сдать в библиотеку.
  • В случае утери учебника, необходимо об этом сообщить библиотекарю, купить взамен новый учебник
  • В случае, если учебник испорчен, порван, в нем разрисованы, исписаны страницы, то ученик обязан купить новый учебник
  • В конце учебного года учащийся должен привести учебник в надлежащий вид, подклеить, убрать все пометки (если они есть) и сдать библиотекарю.

 

В библиотеке можно:

  • Взять книгу на дом

  • Почитать периодику

  • Подобрать  материал для реферата

  • Подготовиться к часу информирования

  • Поработать с электронными источниками  информации

  • Найти ответ на интересующий вопрос

  • Поработать с энциклопедиями и справочными изданиями

  • Познакомиться с книжными выставками

  • Получить библиографическую справку

  • Принять участие в различных литературных мероприятиях

Формы работы с учащимися:

  • Викторины, познавательные часы,
  • Игровые программы,
  • Библиографические обзоры,
  • Беседы и обсуждения,
  • Мультимедийные презентации

 

Приоритетное направление работы – руководство чтением.   Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать.

         Главная задача библиотеки – создание благоприятной среды развития, формирование потребности в чтении, информационных потребностей, организация осмысленного, духовно наполненного досуга.

    Библиотека    обеспечена научно-познавательной литературой, разнообразными энциклопедиями, словарями и справочниками.  В библиотеке кроме книг и учебников есть компьютер, принтер. Всё это помогает в работе и учебном процессе.

В своей работе библиотека руководствуется

следующими правилами:

  • Библиотека - для всех; внимание и уважение - каждому;
  • В школьной библиотеке всё должно быть прекрасно: и книги, и оборудование, и библиотекарь;
  • Библиотека – место психологической разгрузки;
  • Библиотека – информационный центр образовательного учреждения,
  • где запрос читателя превыше всего;
  • Назначение библиотеки – « сеять разумное, доброе, вечное»

 

Библиотекарь - родителям

ЧТЕНИЕ – это окошко, через которое дети  видят и познают мир и самих себя.

 В. Сухомлинский.

 

Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.

Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка.

Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

 Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость. Последующее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует негативное отношение к нему.

Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то не понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

Уважаемые родители!

Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.

  • Дети должны видеть, как Вы сами читаете с удовольствием.
  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.
  • Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые читают.
  • Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их.
  • Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  • Поощряйте чтение любых материалов – пусть дети больше читают.
  • Дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении.
  • В доме должна быть детская библиотека.
  • Выделите дома специальное место для чтения.
  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  • Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще почитать. 
  • Детям лучше читать короткие рассказы.
  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

Поощряйте чтение детей вслух, чтобы развить их навык и уверенность в себе.  

________________________________________________________________________________

 

QR-коды, гиперссылки, анимация: как будут выглядеть новые школьные учебники

Страницы оживают

QR-коды, гиперссылки, анимация, 3D-модели – все это будет в школьных учебниках. К 1 сентября белорусские издательства выпустят 44 новых пособия, которые существенно отличаются от тех, что лежали на партах еще пять-семь лет назад. 

 

Валентина Гинчук
Директор Национального института образования Министерства образования Валентина Гинчук выделяет главную особенность:
– В первую очередь это практико-ориентированность. Задания рассчитаны не столько на воспроизведение материала, сколько на то, чтобы научить применять знания в решении конкретных задач.
Например, в новых учебниках по геометрии можно будет встретить упражнения, где от школьника требуется вычислить длину окружности «Минск-Арены», построить кривую авиамаршрута Минск – Гомель, рассчитать, сколько ламината понадобится, чтобы уложить пол в детской комнате.

Из других изменений, которые приводит специалист, – более доступное изложение материала и разные виды его подачи: диаграммы, графики, таблицы. Кроме того, все электронные версии учебников, размещенные на Национальном образовательном портале, дополнены гиперссылками, так что ребята могут легко переходить на виртуальные страницы хрестоматий, энциклопедий, атласов.

Еще одно ноу-хау – использование технологий дополненной реальности. Первым «живым» учебником стало пособие «Беларусь – наша Радзiма. Падарунак першакласнiку Прэзiдэнта Рэспублiкi Беларусь А. Р. Лукашэнкi», изданное в прошлом году. С помощью планшета или мобильного телефона школьники могут оживить картинку с фрагментом балета, увидеть, как делают шоколадные конфеты на фабрике «Коммунарка». В этом году таких пособий станет больше. Элементы дополненной реальности появятся в учебнике по физике для восьмиклассников.https://www.sb.by/articles/stranitsy-ozhivayut.html

 

Чем удивляют новые интерактивные учебники

Не забудьте на урок смартфон

Каким должен быть современный учебник? Однозначного ответа на этот вопрос нет: одни педагоги ратуют за традиционные книги, другие активно поддерживают хотя бы частичный переход к цифре. С 2015 года в стране стартовало обновление пособий для всех классов, и книги шаг за шагом не только меняют содержание и формат, но и приобретают немало интересных дополнений, когда учебник можно использовать в тандеме со смартфоном или планшетом. Представители образования не скрывают: эти новые возможности — попытка заинтересовать современное поколение учеников. Корреспонденты «СБ» изучили основные технические «фишки» пособий, которые появятся на партах школьников в этом учебном году.

Оживающие картинки
Показательный пример того, каким живым может быть пособие, — книга «Беларусь — наша Радзiма», которую дарят первоклашкам. Чтобы работать с такой дополненной реальностью, достаточно скачать специальную бесплатную программу Aurasma. Подносишь экран смартфона к картинке с изображением синички — и вот она уже чирикает и машет крыльями. На соседней странице так оживают зубры, олени и другие обитатели лесов. Картинка с конфетами — и вот уже запустился видеоролик о производстве сладостей. Фото Владимира Мулявина — на экране смартфона появляется черно–белое видео с выступления «Песняров». Да, действительно увлекает.

Но оживают картинки и в учебниках для школьников постарше. К примеру, физика для 8 класса. Вот с помощью смартфона картинка лабораторных опытов с магнитами превращается в наглядное мини–видео. Всего лишь небольшое дополнение к привычному уроку, а уже интереснее. Или в учебнике по географии за 7 класс, где с восторгом наблюдаем дрейф материков. А затем открываем «Искусство» для 8 класса, к которому приложен еще и диск. Чем удивят здешние иллюстрации? Предложением отправиться на небольшую видеоэкскурсию.

На следующий год «ожить» могут и пособия для старшей школы. Представители Лицея БГУ, в активе которых уже есть работающий учебник–навигатор, выиграли конкурс на создание пособия по химии для 10 класса. 3D–модели обещают появиться и в биологии: на экране смартфона можно будет рассмотреть, к примеру, внутреннее и внешнее строение речного рака или паука–крестовика. Но представители Национального института образования подчеркивают: такие дополнения должны быть методически целесообразными, работать на общую цель урока — изучение учебного материала.

Задания через QR–код

Интерактивные задания, обозначенные QR–кодом, можно найти практически во всех современных учебниках. Что и говорить, эта технология уже привычна для современных школьников. Как работает? Подносим смартфон, на котором установлена специальная программка, к QR–коду — на экране появляется очередное задание. Например, составить исторический пазл, соотнести понятия и их определения или открыть картинку по кусочкам, соединив события с датами, скажем, эпохи Великих географических открытий. В качестве примера Светлана Кудрявцева, автор учебника по всемирной истории для 7 класса, демонстрирует на смартфоне задание, в котором нужно правильно соотнести названия частей доспехов средневекового рыцаря с их изображениями. Да уж, непросто, но увлекательно. Наша собеседница поясняет: «Такие задания необязательны для выполнения, но они помогают формировать интерес к изучению учебного предмета». 

От теории к практике

Новые учебники отличаются еще и более совершенным методическим аппаратом. Проще говоря, кроме обязательного текста информация представлена в виде таблиц, схем, иллюстраций, диаграмм. Начальник методического центра Национального института образования Людмила Романовская обращает наше внимание на учебник геометрии для 8 класса, где можно найти задачу, предлагающую посчитать площадь двора Несвижского замка. Или как вам такое задание: рассчитайте высоту стелы «Минск — город–герой» при помощи зеркала и с учетом собственного роста. Немало и задачек, прямого ответа на которые нет в самом параграфе, — придется применять полученные знания в незнакомой ситуации. Специалист зачитывает одну из них, про фантастический фильм об угасании Солнца и гибели всего живого на Земле. В финале мрачную обледенелую планету освещала только серебристая Луна. Что не так? Внимательный школьник должен сообразить: Луна не излучает свет, она не способна ничего освещать без Солнца.
Еще один повод освоить теорию на практике — значки, ориентирующие учеников на музеи, которые можно посетить по изучаемой теме. Впервые такая «фишка» появилась в «Истории Беларуси» за 6 класс, но уже есть и для 7 класса, и для 8–го. В рамках познания всемирной истории непросто поехать по изучаемому адресу, поэтому на выручку опять приходят технологии: пособия предлагают ссылки на виртуальные экскурсии по мировым музеям.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Памятка по сохранности учебников

 

Уважаемые  родители!

 Огромная просьба обратите внимание

на сохранность учебников Ваших детей!

Просмотрите в каком состоянии

возвращают их в библиотеку школы.  

Перед сдачей своего комплекта необходимо:

  • Снять обложки! Они могут пригодиться в следующем году.
  • Проверить заполнение таблицы пользователя в конце учебника.
  • Если учебник порван –  надо подклеить его прозрачным  широким скотчем, или аккуратно бумагой и клеем, чтобы не повредить  текст и не склеить страницы.
  • Если учебник испорчен (т.е.  не подлежит восстановлению,например, обрисован или чем-то  залит), учащийся обязан заменить его на такой же или другой,  необходимый школе. Это можно уточнить в библиотеке.
  • Просмотреть наличие всех страниц в учебнике.  При отсутствии каких-либо страниц, надо восстановить  их с помощью ксерокопирования.
  • Стереть все пометки со страниц учебника.
  • Убрать закладки, листочки со своими записями из книги, а также ненужные предметы – линейки, ручки, карандаши и т.д.
  • В библиотеку необходимо сдать полный комплект учебников. Если учебник утерян, необходимо подойти в библиотеку и уточнить, чем можно заменить.
  • Учащимся, не сдавшим хотя бы один учебник, в новом учебном году учебники не выдаются до момента погашения задолженности.
  • Выдача любых документов (личных дел) по окончании учебного года производится, только после подтверждения факта сдачи всех учебников и художественной литературы в библиотеку школы.
  • Учащиеся 9 и 11 классов в библиотеку должны сдать полный комплект учебников и все другие книги, взятые в библиотеке. Им будут выдаваться справки о том, что у них нет задолженности.Эта справка необходима для получения документа об образовании.

 

Читаем летом. Списки литературы. 1-4 классы

1 класс

 

Барто А. Стихи.

Заходер Б. Стихи и сказки.

Иванов А. Приключения Хомы и Суслика.

Козлов С. Львёнок и Черепаха.

Курляндский А. Ну, погоди!, или Двое на одного.

Маршак С. Стихи.

Михалков С. Дядя Стёпа.

Носов Весёлая семейка; Мишкина каша:сборник

Резников А. Приключения кота Леопольда.

Сутеев В. Сказки.

Толстой А. Золотой ключик или Приключения Буратино.

Толстой Л. Расказы для детей.

Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот;

Про Веру и Анфису.

Хармс Д. Плих и Плюх.

Чуковский К. Сказки. Стихи.

 

Ещё можно приобрести пособие «Моя первая книга для чтения после букваря» (составитель О.И.Тиринова; издательства «Аверсев»), в котором собраны стихи и рассказы авторов, любимых многими поколениями читателей: З.Александрова, А.Барто, В.Берестов, В.Голявкин, Б.Заходер, С.Маршак, В.Орлов, В.Осеева, Г.Остер, Е.Пермяк, И.Пивоварова, С.Прокофьева, М.Пляцковский, Г.Сапгир, Л.Толстой, Э.Успенский, К.Ушинский, К.Чуковский и многие другие.

 

___________________________________________________________________

 

2 класс

 

Для пазакласнага чытання

Вершы пра прыроду: восень, зіма, вясна, лета: В.Вярба, М.Даніленка, Р.Ігнаценка, Я.Колас, П.Прануза, А.Дзеружынскі

і інш. 

Творы пра адносіны да Радзімы, хлеба, пра прыродныя сімвалы Беларусі: А.Бадак, Р.Бензярук, А.Грачанікаў, А.Дзеружынскі, А.Вольскі, У.Ліпскі, М.Калачынскі і інш.

Беларускія народныя казкі: Баран-бок абадран; Дзедава рукавічка; Казка пра быка і яго сяброў; Камары і мядзведзь; Не сілай, а розумам; Піліпка-сынок і інш.

Творы пра добрыя і дрэнныя ўчынкі, павагу і клопат, адносіны да працы: Л.Арабей, Г.Аўласенка,  Р.Бензярук, Я.Бяганская, Н.Галіноўская, М.Даніленка, А.Дзеружынскі, У.Карызна і інш.

Творы экалагічнай тэматыкі, пра ахову жывёл і раслін: Я.Брыль, А.Бутэвіч, П.Кавалёў, Я.Пархута, Ю.Свірка і інш.

Творы пра ўзаемаадносіны ў сям’і, павагу да бацькоў і старэйшых: В.Вярба, Я.Жабко, Н.Галіноўская, К.Каліна, У.Ліпскі, І.Муравейка, П.Прануза, А.Пісьмянкоў і інш.

Русское чтение

 

 Для внеклассного чтения

Русские народные сказки: Гуси-лебеди; Коза-дереза; Лисичка со скалочкой; Хаврошечка

Белорусские народные сказки: Сынок-с-кулачок; Как курочка петушка спасла; Котик, петушок и лиса; Почему барсук и лиса в норах живут

Литовская  народная сказка: Почему кот моется после еды

Стихи: А.Барто, Л.Квитко, С.Маршака, В.Берестова, С.Михалкова, В.Осеевой и др.

 

Рассказы:

В.Драгунский  “Денискины рассказы”

В.Осеева  “Кто наказал его?”; “Сыновья” и др.рассказы

Е.Пермяк “Про нос и язык”; “Для чего руки нужны”,

“Смородинка”

Н.Носов Рассказы

В.Бианки Рассказы о природе

М.Пришвин “Ребята и утята”

Г.Скребицкий “В лесу и в поле”

Г.Снегирев “Хитрый бурундук”

Е.Чарушин Рассказы

И.Соколов-Микитов Рассказы

В.Голявкин “Карусель в голове”

К.Чуковский Сказки

        

3 класс

Литературное чтение

Русская литература

Внеклассное чтение

Русские народные сказки

Сказки народов мира

Литературные сказки: А.С.Пушкин, бр.Гримм, Х.-К.Андерсен,

Ш.Перро, Р.Киплинг, С.Аксаков, Д.Мамин-Сибиряк

Л.Толстой Для детей

В.Драгунский “Двадцать лет под кроватью”, “Зеленчатые леопарды”

В.Осеева Рассказы и сказки

Е.Пермяк “Самое страшное”, “Хитрый коврик”, “Пичугин

мост”

Стихи: С.Михалкова, А.Барто, В.Орлова, С.Маршака

В.Бианки “Лесная газета”, “Сказки и рассказы о животных”

Ю.Дмитриев “Лесные загадки”

Б.Житков “Что бывало”

Н.Сладков “Лесной календарь”, “Лесные сказки”

Г.Снегирёв “Про пингвинов”, “Птицы наших лесов”

С.Сахарнов “Морские сказки”

И.Соколов-Микитов “Год в лесу”

Е.Чарушин “Большие и маленькие”

Э.Шим “Рассказы и сказки о природе”

Детские энциклопедии

Все эти и другие произведения собраны в «Сборнике для чтения

в 3 классе», в 3-х частях. – Минск: Беларуская

Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі”, 2018,

который есть в школьной библиотеке

 

Беларуская літаратура

Пазакласнае чытанне

Творы на тэму “Прыгожая птушка пер’ем, а чалавек вучэннем”: Л.Арабей, Н.Галіноўскай, Н.Гілевіча, М.Дукса, Я.Бяганская, А.Вольскі, А.Жук і інш.

Творы на тэму “Увосень і верабей багаты”: І.Багдановіч, А.Бутэвіч, А.Вольскі, В.Вітка, В.Вярба, Н.Галіноўская і інш.

Творы на тэму “Чалавек без Радзімы, што салавей без песні”: Э.Агняцвет, А.Бадак, Д.Бічэль, А.Вольскі, В.Вольскі, П.Глебка і інш.

Творы на тэму “Добры чалавек і жывёлу шкадуе”: А.Асіпенка, З.Бядуля, А.Васілевіч, У.Дубоўка, К.Жук, Я.Колас, У.Мазго і інш.

Творы на тэму “Зімовы дзянёк, што камароў насок”: Г.Аўласенка, В.Дайліда, В.Жуковіч, Я.Журба, Р.Ігнаценка і інш.

Творы на тэму “Як ты да людзей, так і людзі да цябе”: М.Янчанка, Д.Слаўковіч, Т.Сівец, А.Пальчэўскі, І.Муравейка, П.Макаль і інш.

Творы на тэму “Добрае дзіця бацькоў думкі згадвае”: І.Шамякін, Я.Маўр, В.Ткачоў, В.Зуёнак, В.Жуковіч, М.Дукса, У.Дубоўка і інш.

Творы на тэму “Вясенні дзень год корміць”: У.Ягоўдзік, Цётка, М.Танк, Я.Купала, Я.Колас, К.Цвірка і інш.

Усе гэтыя і іншыя творы можна знайсці ў зборніках:

  1. Цудоўны карагод: зборнік твораў для пазакласнага чытання ў 3 класе; у 2-х частках. – Мінск: Народная асвета, 2018.
  2. Чарадзейнае слова: зборнік твораў для пазакласнага чытання ў 3 класе. – Мінск: Беларусь, 2016.

 

___________________________________________________________________

 

4 класс   

 

Русская литература

Для внеклассного чтения

Легенды, былины.

Пушкин А.С. Стихи и сказки

Ершов П. Конёк-горбунок

Бажов П. Малахитовая шкатулка

Бианки В. Лесная газета; Лесные сказки и рассказы

Скребицкий Г. В лесу и на речке: рассказы о природе

Паустовский К. Барсучий нос; Кот-ворюга

Давыдычев Л. Лелишна из третьего подъезда

Крапивин В. Та сторона, где ветер…: повесть

Петрушевская Л. Сказка о часах

Крюкова Т. Чудеса не понарошку: повесть-сказка

Никольская О. Приключения агентов

 «КолбаФирЖик»

НЭММ Е. Большое представление для Сонечки

Ивич А. Приключения изобретений

Курячая М. Химия в картинках

Ганейзер Г. География в картинках

Ильин М.  Рассказы о вещах

Детские энциклопедии

Стихи русских поэтов о природе

Зарубежная литература

Андерсен Х.К. Сказки

бр.Гримм Сказки

Родари Дж. Сказки

Уайльд О. Мальчик-звезда

Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных

Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями

Линдгрен А. Пеппи Длинныйчулок

Бессон Л. Артур и минипуты

 Беларуская літаратура

Для пазакласнага чытання

   М.Лынькоў Ластаўчына талака

 П.Ткачоў Тася

І.Шамякін Воўк; Чорны прамень

Я.Пушча Белавежа

М.Янчанка Як я расою лячыўся

В.Шырко Дзед Манюкін і ўнукі

У. Ліпскі Праўдзівы аповед пра твой і мой радавод

В.Вітка Вавёрчына гора

 У.Ягоўдзік Нясвежскі палац; Статут Вялікага Княства;

Сынковіцкая царква.

Г. Марчук  Як Несцерка французаў перахітрыў

М.Чарняўскі Прыгода з Коскаю; Чарадзейныя пруткі; Урок

ветлівасці

Т. Бунта Урок музыкі; Дзіўная сінічка

А.Васілевіч Маміна свята

Н.Галіноўская Фантазёр; Хата для шпакоў

А.Масла Цудадзейныя лекі

А.Бутэвіч Бунт у каралеўстве Віндаўся Вялікага

А.Вольскі Боль Чарнобыля

Ніколі не забудзем

Я.Маўр Дом пры дарозе; Завошта

Вершы беларускіх паэтаў пра прыроду і Радзіму.

 

 

Оплата учебников 2022/2023 учебный год

Пользование учебниками и учебными  пособиями  обучающимися в учреждениях образования может быть платным и бесплатным (пункт 1 статьи 39 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Плата за пользование учебниками и учебными пособиями в I-XI классах учреждений общего среднего образования взимается в размере 0,5 базовой величины (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2018 года № 621 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь  от 24.06.2011г.  № 839).

Базовая величина – 32 руб.

Следовательно, оплата за пользование учебниками составляет:

  • для 1-11 классов стоимость единая – 16,00 руб.
  • льготная стоимость (например, для многодетных семей) – 8,00 руб.

Внести оплату за пользование школьными учебниками и пособиями нужно до 1 октября.

Это можно сделать через систему платежей “Расчёт” (ЕРИП), на  почте,

с помощью инфокиоска  либо в отделении банка.

Самый удобный способ без комиссии –  оплата через систему платежей “Расчет” (ЕРИП) с помощью интернет-банкинга.

Для оплаты за пользование школьными учебниками через АИС "Расчет" (ЕРИП) необходимо:

  1. Выбрать пункт "Система "Расчет" (ЕРИП).
  2. Выбрать последовательно вкладки:

Образование и развитие → Отделы, управления образования → Гомель → УО Новобелицкого района  → Учебники 1.

  1. Ввести ФИО учащегося, школа, класс, домашний адрес
  2. Ввести сумму к оплате.
  3. Проверить корректность информации.
  4. Совершить платеж.

Учебники выдаются учащимся только при условии, что все полученные в предыдущем учебном году учебники были сданы в библиотеку (пункт 6 Приложения о порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и предоставления их в бесплатное пользование, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2011 № 839).

Согласно пункту 2 статьи 39 Кодекса Республики Беларусь об образовании предусмотрены льготы для отдельных категорий обучающихся учреждений общего среднего образования за пользование учебниками и учебными пособиями (снижение на 50 процентов или освобождение от оплаты).

Кто имеет право на льготы при оплате за пользование учебниками?

Для обучающихся из многодетных семей плата за пользование учебниками снижается на 50 % (часть 3 пункта 2 статьи 39 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Бесплатное пользование учебниками устанавливается для (часть 2 пункта 2 статьи 39 Кодекса Республики Беларусь об образовании):

— учащихся санаторных школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений;

— лиц с особенностями психофизического развития;

— детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов с детства;

— лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом;

— обучающихся из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше трех лет (семьи, получающие пособие на детей старше трёх лет, где мама находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, в данную категорию не попадают);

— обучающихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы;

— обучающихся, являющихся членами семей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336).

Родители,  имеющие право на освобождение от платы либо снижении платы за пользование учебниками учащимися подают в библиотеку письменное заявление на имя директора с указанием основания для освобождения либо снижения платы за пользование учебниками, а так же ксерокопию документа или справку на основании которой учащийся освобождается от платы за пользование учебниками до 15 сентября.

                          К заявлению прилагаются:

  • ксерокопия удостоверения инвалида – для семей, в которых один или оба родителя инвалиды 1 или 2 группы;
  • ксерокопия удостоверения инвалида – для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, инвалидов с детства;
  • ксерокопия единого билета для детей-сирот или справки о том, что ребенок находится под опекой;
  • ксерокопия удостоверения многодетной семьи для семей, в которых воспитываются трое и более детей дошкольного возраста и (или) детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, или специальных учреждениях образования, или на III ступени общего среднего образования в высших учебных заведениях (плата за пользование учебниками снижается на 50%);
  • копия заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – для лиц с особенностями психофизического развития;
  • свидетельство о рождении – для детей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3 и пункте 10 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336);
  • копия удостоверения инвалида о праве на льготы родителя, удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы – для членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3 и пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»;
  • выписку из медицинских документов – для детей, получающих дошкольное образование и страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом;
  • справка о получении государственного пособия на детей старше 3-х лет. (семьи, получающие пособие на детей старше трёх лет, где мама находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, в данную категорию не попадают).