Формы организации аттестации педагогических работников

    Формы аттестации учитывают весь спектр профессиональной деятельности и достижений педагога  и определяют существенные стороны педагогической и методической деятельности, что позволяет педагогу проектировать собственную деятельность.

        В аттестации существенное значение имеют формы квалификационных испытаний.  При этом очень  важна ответственность аттестуемого за выбор формы квалификационного испытания, которая наиболее адекватна его индивидуальности. Педагогу  в зависимости от категории, на которую он претендует, могут быть предложены следующие формы квалификационных испытаний:

Формы

Квалификационные категории

1

2   

высшая

"учитель-

методист"

1

Представление индивидуального плана

и результатов профессионального развития

+

+

+

+

2

Защита творческих разработок (комплекс

дидактических материалов, технологические карты,

планы учебных и факультативных

занятий, сценарии внеклассных мероприятий)

+

     

3

Творческий отчёт (презентация педагогического опыта) 

 

+

   

4

Представление и защита опыта работы по избранной

педагогической (методической) проблеме (новшестве)

   

+

 

5

Защита авторской дидактической системы

     

+

6

Презентация дидактических и методических

материалов, характеризующих опыт работы

 

+

+

+

7

Квалификационный экзамен

   

+

+

8

Мастер-класс (практическое обучение коллег

использованию рекомендуемых приёмов и методов)

   

+

+

9

Рефлексивная оценка результатов педагогической

деятельности

+

+

+

 

10

Рефлексивная оценка результатов экспериментально-

инновационной деятельности 

     

+

Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

   На основании направлений, поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования и Методическими рекомендациями о порядке проведения квалификационного экзамена ГУО «Академия последипломного образования» организует квалификационные экзамены при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории для групп претендентов в количестве 10-12 человек в соответствии с примерным календарным графиком.

Прибытие участников на квалификационный экзамен осуществляется на основании официального письма-приглашения, которое высылается в учреждения образования.

   Претендент на высшую квалификационную категорию, приглашенный для сдачи квалификационного экзамена, должен иметь при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях, свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации, сертификат пользователя информационных технологий (при наличии) и другие материалы, подтверждающие результативность педагогической деятельности.

   Содержание заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности.

   Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов.

   Первый этап направлен на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории и, как правило, проводится в письменной форме. На выполнение заданий первого этапа квалификационного экзамена отводится два академических часа.

   Оценка первого этапа квалификационного экзамена осуществляется в баллах за правильно решенные задачи, выполненные тесты, раскрытие вопросов и вносится в экзаменационную ведомость.

    Максимально возможное количество баллов за первый этап – 32, из них:

инвариантный блок – тест (10 вопросов) на определение общепрофессиональной педагогической компетентности – 10 баллов;

вариативный блок – тесты, вопросы, задания на знания по основным нормативным правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ, теории и содержанию преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности, современных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи – 22 балла.

   Соответственно, педагогический работник имеет возможность получить 32 балла за первый этап квалификационного экзамена.

   Второй этап квалификационного экзамена направлен на оценку уровня профессионально-практической компетентности педагогического работника. Экзаменуемому предлагается конкретное задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе предварительно представленного комиссии собственного профессионального опыта.

   Члены квалификационной комиссии оценивают представленный опыт педагогической деятельности в соответствии с критериями, представленными в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена. Максимально возможный балл при оценке опыта педагогической деятельности – 16.

   Претендент на высшую квалификационную категорию в устной форме (10-15 минутном докладе) представляет спроектированный по заданию экзаменационной комиссии фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации (эпизоде образовательного процесса) и т.д.

   Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия), который  убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях и  подтверждает результативность, эффективность опыта оценивается в 16 баллов.

   Таким образом, максимально возможный результат за оба этапа квалификационного экзамена составляет 64 балла.

   Экзамен считается успешно сданным при результирующей сумме не менее 48 баллов, что составляет 75% от максимально возможного количества баллов.

   Максимально возможные баллы при оценивании отдельных этапов квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории представлены в таблице.