ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Коновалова Татьяна Аркадьевна, учитель белорусского языка и литературы
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша
счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши
слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
А.С. Макаренко
Глядя в будущее, мы думаем о поколении будущего и задаем себе вопрос: каким оно будет: успешным, сохранившим и преумножившим отечественные традиции, укрепившим свой дух? Или же оно оторвется от своих корней под властью современных западных идей индивидуализма и уготовит себе бремя метаний в пространстве чуждых культур, что рано или поздно приведет к его растворению в пучине истории.
Современный мир постоянно меняется, и мы пытаемся за ним угнаться, теряя что-то ценное и важное в человеческих отношениях. Дети современного общества растут и развиваются в условиях предоставления множественной информации. Ребёнок с самого рождения сталкивается с современными высокотехнологическими достижениями. И надо честно признать, что в наше современное время дети агрессивны, равнодушны к чужой боли, эгоистичны. И ничего удивительного! Что наши дети видят по телевизору? Войны, убийства, грубость, насилие.
Наше общество в настоящее время развивается в условиях значительных изменений в социокультурной, экономической и политической сферах. Оно вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, трансформацией ценностных ориентаций не только у подрастающего, но и у старшего поколения. Между тем, духовное единство народа и объединяющие наше общество моральные ценности является таким же важным фактором развития, как политическая и экономическая стабильность. Но общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений.
И кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности?
Именно образованию отводится ключевая роль в процессе духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. Однако очевидно, что решить проблему духовно-нравственного воспитания молодёжи можно только совместными скоординированными усилиями государства и церкви.
Именно поэтому педагогическим коллективом государственного учреждения образования «Средняя школа № 41 г. Гомеля» принято решение, опираясь на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. С этой целью на протяжении многих лет в ГУО «Средняя школа № 41 г. Гомеля» реализуется инновационный проект по духовно-нравственному воспитанию «Внедрение модели нравственного развития обучающихся в поликультурном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа».
Актуальность проблемы эксперимента обуславливалась необходимостью духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности, формирования мировоззрения, основанного на нравственных ценностях и качествах личности, прочного духовного иммунитета.
Основной целью программного проекта является обоснование, построение и реализация психолого-педагогической модели этнической социализации и поликультурной компетентности обучающихся на православных традициях и ценностях белорусского народа, формирование личности, способной к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей чувством патриотизма и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, верований.
Для реализации этой цели поставлен ряд задач:
-
создание системы работы учреждения образования, основанной на внедрении эффективных форм и педагогических технологий, обеспечивающих успешную этническую социализацию и поликультурную компетентность обучающихся;
-
разработка и внедрение инновационных технологических приемов, подходов, методов и форм этнокультурной социализации и поликультурной компетентности обучающихся;
-
поиск новых направлений, педагогических идей, технологических решений формирования позитивной этнической идентичности личности и поликультурной компетентности обучающихся;
-
развитие поведенческих навыков, моделей конструктивного общения с представителями иных культур и этносов;
-
стимулирование педагогической инициативы, повышение профессионального мастерства педагогов;
-
формирование психологической компетентности участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).
Реализация проекта осуществляется по следующим направлениям:
-
нормативное, правовое и организационно-методическое обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания;
-
изучение, обобщение и внедрение опыта, накопленного в области духовно нравственного воспитания;
-
православное краеведение;
-
сотрудничество с храмом Александра Невского;
-
создание необходимых условий нравственного воспитания в процессе учебной и внеурочной деятельности;
-
информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность;
-
противодействие распространению в детской среде алкоголизма, наркомании, моральной распущенности и насилия.
Следует отметить, что все направления реализации программного проекта тесно взаимосвязаны между собой и осуществляются в рамках единой педагогической системы духовно-нравственного воспитания.
В процессе реализации инновационного проекта педагогами школы используются разнообразные методы и формы работы, которые позволяют сделать решение задач духовно-нравственного воспитания наиболее эффективным: факультативные занятия, занятия объединений по интересам,
беседы, игры духовно-нравственного содержания; часы духовности; праздники, театрализованные представления, концерты; просмотры видео- и
слайд-фильмов, кинолектории; экскурсии к святыням города и республики,
экспедиции; тематические вечера; выставки и конкурсы; работа волонтерского отряда, благотворительные акции, трудовые десанты; встречи
со священнослужителями; выпуск газет и журналов.
Работа по духовно-нравственному воспитанию – это не введение отдельных предметов в образовательную программу, а внутрипредметное
развитие, межпредметная кооперация в обучении и универсальность компетенций, формируемых как при изучении всех учебных предметов, так и
при использовании методов самостоятельной организации деятельности учащихся.
Задача учителя заключается не только в том, чтобы вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у школьников духовно-нравственные качества, воспитать патриотизм, развивать творческое мышление, познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться различными источниками информации, ориентироваться в событиях сегодняшнего дня.
Так педагоги нашей школы осваивают опыт проведения интегрированных уроков духовно-нравственного содержания, придают огромное значение системе дополнительного образования, позволяющего более полно решать задачи духовно-нравственного воспитания учащихся.
В рамках внеурочной деятельности в школе работают следующие кружки: «Волшебная мастерская», «По зову сердца, чтобы жить», «Экология вокруг нас», «Пешеходный туризм», «Основы музыкально творческой деятельности», «Уголок дизайна» и др. Педагоги дополнительного образования стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Совместный труд и отдых всегда укрепляет семью. Поэтому с целью
предупреждения семейного неблагополучия, предупреждения пьянства, пропаганды среди школьников и родителей традиционных духовно- нравственных ценностей и добродетельного образа жизни педагогами школы организуется система различных мероприятий.
Так, с целью просвещения семей в вопросах духовно-нравственного воспитания, возрождения традиционного уклада жизни семьи, развития семейных отношений на принципах добра, уважения и ответственности в школе в особой домашней атмосфере прошли следующие мероприятия:
-
творческий конкурс родительской общественности и учащихся «Семейное искусство»;
-
семейная гостиная «Православные традиции воспитания детей в семье. Преемственность поколений в христианской семье»;
-
работа семейного клуба «Мост»;
-
пасхальная неделя, праздники, концерты, акция «Неделя Милосердия», «Чудеса на Рождество» и др.
Традиционными стали в нашей школе совместные конференции педагогов и родителей «Жизненные реалии», «Духовность сегодня», «Территория воспитания», «Дороги жизни», проведение круглых столов («Проблемы воспитания детей из семей, состоящих в СОП. Правовые, педагогические, психологические, религиозные аспекты»).
А также доброй традицией стала подготовка и проведение Рождественских и Пасхальных встреч. К таким праздникам готовятся все: от мала до велика. Оформляются праздничные выставки поделок, выполненных руками детей, педагогов и родителей, проводятся инсценировки библейских сюжетов, конкурс чтецов по данной теме, конкурс рисунков.
Хочется отметить, что все праздники проходят в особой атмосфере добра, творчества, тепла и духовности.
Учителя школы являются постоянными участниками Свято-Покровских чтений и конференций по духовно-нравственному воспитанию, работают над созданием сценариев детских мероприятий духовно- нравственной направленности: тематических вечеров, викторин, конкурсов, заочных путешествий.
В школе создан информационный центр, обеспечивающий информационными материалами по духовно-нравственному воспитанию учащихся, учителей, родителей: «Для родителей», «Для маленького христианина», «Для юношества», «Православный календарь», «Православный словарь», «Словарь нравственности», «Страничка для родителей». В школьной библиотеке оформлен и постоянно пополняется уголок духовно-нравственного воспитания.
Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, знакомит их с хозяйственной жизнью нашей страны, воспитывает любовь к малой родине, гордость за свой народ, сплачивает учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
На базе нашей школы 15 марта 1985 года основан музей истории и краеведения Новобелицкого района имени Е.Р. Романова. Над музеем взял шефство государственный Областной краеведческий музей, большую поддержку и помощь оказала организация ветеранов Великой Отечественной войны.
Работа в музее позволяет ребятам не только расширить и углубить знания по истории родного края, но и развивает креативные способности, умение самостоятельно работать с источниками, приобщиться к поисково-исследовательской работе, воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории. На базе школьного музея с 1998 года действует историко-краеведческий клуб «Спадчына», который объединяет ребят, увлеченных краеведением.
Патриотическое воспитание является важной частью духовно-нравственного воспитания, которое включает в себя, кроме гражданственного, семейного, трудового, этического, эстетическое и социальное воспитание. Поэтому идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех сферах его деятельности: в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д.
Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности. Именно молодое поколение составляет то ядро общества, которое будет формировать будущее нашей республики, развивать идею белорусской государственности.
Так в рамках патриотического воспитания молодежи на базе ГУО «Средняя школа № 41 г. Гомеля» 2 сентября 2016 года начал свою деятельность волонтерский отряд «Правнуки Победы». В его состав вошли члены первичных организаций общественных объединений «БРПО» и «БРСМ» численностью 30 человек.
Волонтерский отряд «Правнуки Победы» работает на принципах добровольности, гуманности, толерантности, нейтральности, независимости, единства и универсальности.
Целью волонтерского отряда является формирование преемственности поколений, сохранении памяти о Великой Отечественной войне, воспитание у подростков гуманного, милосердного отношения к пожилым и одиноким людям, инвалидам.
Молодые волонтеры оказывают шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, престарелым, инвалидам, которые проживают на территории Новобелицкого района г. Гомеля и города. Также занимаются организацией сбора информации про фронтовиков и военнопленных, проводят практическую работу по сохранению памяти военного поколения: оформляют папки воспоминаний, занимаются благоустройством памятников, воинских захоронений. Молодое поколение должно знать историю и чтить память предков, помнить, какой ценой достигнута великая Победа.
Ребята принимают активное участие в массовых мероприятиях, посвященных Дню освобождения г. Гомеля от немецко-фашистских захватчиков, Дню независимости Республики Беларусь, Дню Победы и другим памятным датам. Члены волонтерского отряда «Правнуки Победы» объединяют детей и взрослых для участия в различных программах, акциях милосердия.
Администрация и педагогический коллектив нашей школы большое внимание уделяют развитию сотрудничества с храмом Александра Невского. Частым гостем школы является протоиерей настоятель храма Александра Невского Владимир (Силенко).
Показать, как преломляются традиции православия в воспитательном
процессе, позволяет культурно-просветительское направление. Это систематическое проведение мероприятий, праздничных акций духовно-нравственной направленности с участием школьников, учителей и родителей: участия школьников в городской благотворительной акции милосердия «Волшебство под Рождество», районной «Наши дети» (подготовка подарков детям, признанных находящимися в СОП, детям из приёмных семей, малообеспеченных семей).
Духовно-нравственное воспитание - один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.
Мы считаем, что нравственное воспитание на традициях православного христианства способно помочь педагогам научить своих воспитанников побеждать в себе черствость и эгоизм, жестокость и зависть, неуверенность и слабость, а родителям напомнить, что счастье в семье не приходит само собой, а лишь через любовь и доверие. И вся наша кропотливая работа приведѐт нас к ожидаемому результату: снижению неблагоприятных социальных показателей и остроты духовно-нравственного кризиса в молодежной и подростковой среде, укреплению института семьи, бережному отношению молодежи к памятникам духовной культуры и родной земле.
Культурно-историческое наследие белорусского народа: диалог поколений
Бердычевец Татьяна Вадимовна, учитель русского языка и литературы,
Сегодня, как никогда важно возрождение духовного и нравственного потенциала нашего народа. Ставка делается на общечеловеческие ценности, традиционно выработанные христианской моралью и составляющие основу национального менталитета белорусского этноса. Народ белорусский остаётся дружелюбным, миролюбивым, терпеливым, толерантным, не равнодушным к чужой беде. Именно поэтому мы вновь и вновь возвращаемся к образу святой Евфросинии Полоцкой.
Евфросинья Полоцкая. Без этого имени невозможно представить многовековую историю Беларуси. Княжна, игуменья, выдающаяся просветительница, о которой «Житие» говорит, что она – «небопарный орел, попаривши от Запада и до Востока, яко луча солнечная, просветевши всю землю», святая Евфросинья оставила о себе вечную память в душе народа.
Будущая святая родилась в семье князя Святослава – Георгия. С детства она слышала предания о знаменитых предках, которые служили примером преданности родной земле.
Училась Предслава в школе при Софийском соборе, учителями были духовные особы, в первую очередь монахи, учебниками – Святое писание, житийная литература.
В формировании взглядов Евфросиньи Полоцкой литература сыграла исключительную роль.
Княжеская дочь с детства любила читать. Уже в отцовском доме могла читать «Изборники» с изречениями и афоризмами, переведённый с греческого роман о подвигах Александра Македонского – «Александрию», остросюжетную «Повесть об Акире Премудром». Позднее их сменили сочинения с богословскими толкованиями сущности природы, книги по античной истории.
В полоцких книжных собраниях 12 века имелись сочинения выдающегося проповедника Иоанна Златоуста, который учил верующих христианским добродетелям. Патристическая литература укрепляла основы христианской догматики, имела большое значение в становлении этических идеалов. Той же цели служили жития святых и патерики – сборники коротких рассказов о людях, прославившихся своим благочестием. Со страниц этих книг представал полный чудес мир, где за души людей сражались силы добра и зла.
Каждый образованный человек должен был знать историю своего народа. Полоцкая игуменья изучала Несторову «Повесть временных лет», вводившую восточное славянство в русло всемирной истории. Исторические знания, осознание включенности своей земли в общечеловеческий исторический процесс укрепляли у Евфросиньи идеи патриотизма, служения Отечеству.
Говоря об общественных взглядах полоцкой игуменьи, необходимо сослаться на Наталью Серегину. Текст певческого цикла 12 века привел исследовательницу к мысли: там утверждаются те же идеи, что в «Слове о полку Игореве» - пламенный протест против усобиц, необходимость слияния восточнославянских княжеств перед внешней угрозой.
Н.Серегина полагает, что неизвестный автор «Слова» и знаменитая полочанка – люди одного круга, которые имели близкие убеждения и мировоззрение, а возможно, и были знакомы. Этот вывод согласуется с версией, по которой автор «Слова о полку Игореве» был уроженцем или жителем белорусских земель.
Прожив некоторое время в посту и молитвах в монашенской слободке при одном из полоцких храмов, Евфросинья обратилась к полоцкому епископу Илье с просьбой поселиться в Софийском соборе. И, получив позволенье, поменяла прежнее жилище на келью-голубницу и «нача книгы писати своими руками»
Процесс письма в те времена был очень сложным и медленным. Книги писали на пергаменте уставом – крупным и прямым, без наклона, почерком, где каждая буква отделялась от соседней и скорее не писалась, а рисовалась. Переписчику мало хорошо знать грамоту – необходимы были и художественные способности, так как начальные буквы и названия глав надо было украшать животным или растительным орнаментом.
Кроме всего прочего, переписка книг была нелёгкой физической работой. Тогдашний переписчик часто писал не на столе, а на ладони левой руки, которая опиралась локтем о колено. Уже одно то, что за такой тяжелый труд взялась молодая женщина, было подвигом.
Часть переписанных Евфросиньей книг шла на продажу, а полученные деньги по её просьбе раздавались бедным.
Какие же книги долгими часами изо дня в день переписывала княжна?
«Житие» не дает ответа, но можно с уверенностью говорить, что это было Святое Писание и сочинения отцов церкви, патерики и жития. Кроме них, перо просветительницы могло выводить строки византийских исторических хроник и Полоцкой летописи, популярных тогда сборников афоризмов. Писала княжна и собственные произведения – молитвы, проповеди, а также переводила с греческого и латинского языков.
Евфросинья мечтала о том, чтобы перепиской книг в Полоцке занимались не одиночки, а десятки грамотных людей. Вскоре это стало явью.
Память об игуменьи Евфросинии, княжне Полоцкой и ее святых подвигах никогда не умирала в наших землях. В народе сохранялась вера, что преподобная, согласно своему обещанию, вернется в родной край.
Мероприятия в честь выдающейся землячки регулярно организуются во всех культурно-просветительских учреждениях Полоцка.
Ежегодно в Полоцке 5 июня отмечается день рождения святой.
В 2000 году в центре Полоцка был установлен памятник Небесной покровительнице Отечества работы И. Голубева. Он символизирует подвижнический путь от Верхнего замка к Спасскому монастырю, предопределивший жизненную стезю преподобной Евфросинии. В строгом монашеском одеянии с крестом в руках святая благословляет своих соотечественников на благие деяния.
Несколько лет тому назад в нашей республике начала выходить серия «Нашы славутыя землякі». В ней вышла в печать книжка В.Арлова «Еўфрасіння Полацкая». Про жизнь и судбу Евфросинии можно узнать из книг «Путь непечален (свидетельство о святости на Белой Руси)» А.Мельникова, «Собор белорусских святых» и другие.
Евфросинии Полоцкой посвящено множества картин и стихов.
Художественные произведения про белорусскую святую создали Л.Гениюш, Р. Бородулин, Г. Буравкин. Литературный образ Евфросинии Полоцкой создали Ольга Ипатова (повесць «Прадслава») и Таисия Бондар (роман «Спакуса»).
Преподобную считают покровительницей Земли Белорусской и именно поэтому в её честь воздвигли во многих городах и местечках православные храмы.
Не только на родине почитают Преподобную Игуменью Полоцкую. В 1995 году на берегу Днепра, в Речице, был установлен памятник - каплица. Открытие его состоялось 2 сентября при большом стечении православных, и было освящено Благодатным Огнем от Гроба Господня. Автор и создатель монумента лауреат Государственной премии РБ, заслуженный работник культуры БССР, уроженец г. Речицы Э.К. Агунович. Первоначальное авторское название монумента - Юбилейная каплица, но в народе, благодаря образу великой святой, незаметно утвердилось другое название – каплица Евфросинии Полоцкой. Каплица стала настоящим святым местом для каждого жителя Речицы. Памятник представляет собой сборно-разборную конструкцию, изготовленную по современной технологии из нержавеющей стали и латуни. Высота каплицы 24м 24см. Композиция ее задумана автором следующим образом: четыре опоры ступенчато символизируют развитие жизни и мысли по спирали. В них по возрастающей вписаны лики 12-ти белорусских святых и просветителей, по три в каждую опору. Венчает композицию ореол души Е.Полоцкой, держащей крест, направленный в небо, т.е. к Богу. Внутри каплицы на огромном камне-валуне установлен православный крест из морёного дуба, в центр которого помещён латунный крест, подаренный автором каплицы Э.К. Агуновичем городу. От подножия монумента открывается вид на реку Днепр.
Есть храм святой преподобной Евфросинии Полоцкой в с. Вишнево Новогрудской епархии. Он был построен в 2001 году из кирпича в виде корабля. Есть православный храм в честь игуменьи Евфросинии Полоцкой в д. Сосны.
Приходы во имя святой существуют и за пределами нашей страны.
В далёком Новосибирске существует приход во имя св. прп. Евфросинии Полоцкой возник он в 2000 г. Тогда группа жителей микрорайона «Восточный» обратилась к управляющему Новосибирской епархии с просьбой об организации на их территории православного приход. Почти одновременно с ними на приеме у епископа Новосибирского и Бердского Сергия побывали и представители белорусской диаспоры Новосибирской области с той же просьбой - о духовном окормлении Сибирских Белорусов. Так приход обрел имя - епископ Сергий благословил создание прихода во имя святой преподобной Евфросинии Полоцкой - святой покровительницы Белорусского народа и покровительницы женского монашества на Руси.
Небольшой деревянный храм - первая очередь храмового комплекса, был воздвигнут за 7 месяцев силами самих прихожан. Сам сруб храма был воздвигнут, как и в старину, действительно без единого гвоздя. Освящен храм был в дни празднования Дней славянской письменности и культуры в 2002 г. Есть красивейший храм и в городе Вильна (Вильнюс) - Церковь Св. Евфросинии Полоцкой
Белорусская православная церковь учредила медаль «Святой преподобной Евфросинии Полоцкой», которой награждаются люди за усердные труды во славу Церкви Божией. Это высокая оценка той общественной и благотворительной деятельности, направленной на возрождение православных святынь, семейных ценностей, помощь тем, кто в этом нуждается, делающей общество и людей лучше, нравственно чище, светлее, добрее.
Неизмеримо велико духовное значение благочестивой жизни и богоугодных подвигов преподобной Евфросинии. Она стала для нашей страны – символом духовности и чистоты и поэтому мы вновь и вновь возвращаемся к этому образу.